Прислушайтесь к себе

Прислушайтесь к себе

загрузка...

Интенсивный курс практики начнётся немного позже, а в пределах программы саморазвития второй шаг, как и предыдущий, больше наполнен количеством теоретической информацией. Таким образом, изучение уроков по самосовершенствованию вначале будет отбирать меньше сил и позволит не спеша влиться в эту систему.

Вступление

Центральная идея проекта развития личности – стимуляция человека на начальных этапах к обнаружению жизненных ценностей и принципов, его истинного предназначения. Ужасной ошибкой становится насильственное навязывание извращённых понятий и чужих мыслей, когда индивидуумом манипулируют, влияя на его расшатанную и неустойчивую психику. Все тексты строятся на свободной, ни к чему не обязывающей, концепции, что не вводит человека в заблуждение о его истинных намерениях.

Теория

На данной ступени развития важно образовать в голове понимание осознанности происходящего – ведущей силой по дороге к саморазвитию. Человеческой воли отведена реализующая роль осознанности, которая проявляется в виде необходимой справочной помощи в ходе собственного совершенствования. Мысленные и умственные задачки данного раздела расширят вашу сознательность путём подчинения настроения и не всегда приятных эмоций. Там, где нужно принять присутствие отрицательных чувств и их следствий – это элементарные шаги, так как всестороннее управление переживаниями, умение быть сдержанными и хладнокровным требуют перехода на более опытный уровень.

Хорошим качеством для любого человека, желающего заняться собой, станет непрерывная сосредоточенность на переменности своих эмоций и впечатлений, на мышлении и генерации идей. При этом следует пытаться наблюдать за всеми процессами со стороны, объективно. Как раз так проявляется осознанность у каждого, кто уделяет внимание развитию. Любую манию или влечение к чему-либо, переживания и чувства всегда есть шанс уничтожить, несмотря на то, что все они являются постоянными спутниками и составляющими личности в каждом человеке. Научиться брать под контроль подобные качества – большая привилегия для саморазвивающихся персон, и совершается такая власть с помощью силы воли.

В этом случае и приходит на помощь уже известная медитация, так как она подготавливает эти навыки подчиняться вам в благих целях. В процессе занятий вы абстрагируетесь от реального «Я», не втягиваете себя в разносторонние ощущения, память и прошлое.

Выводы из теории:

• Осмысленность – это умение разумно и без предубеждений справедливо оценивать внешнюю обстановку и своё душевно состояние, пользуясь уравновешенностью и выдержанностью, а не идя на поводу у страстей.
• Осознанность помогает проводить анализ отрицательных сторон характера, опасений и чувств, показывает, как правильно руководить этими свойствами темперамента, после чего присоединяющаяся сила воли человека исполняет задуманные устремления.
• Также осознанность не содействует сопоставлению себя с эмоциями и переживаниями.
• Без сознательности и воли можно превратиться в раба личных внутренних переживаний и окружающей среды, потерять управление над собственной жизнью.
• Практика восточной медитации помогает достичь высокого уровня осознанности.

Практика

Перед тем, как приступить к ней, освойте теорию!
Время выполнения: от 4 до 20 дней.
Каждый день: медитируйте около 15-20 минут утром и вечером.

Расписание по дням:

День первый
На протяжении всего дня следите за своими эмоциями, что возникают из-за давления внешних факторов, и пытайтесь их описать, дать им чёткое определение. Можно использовать субъектно-ориентированный метод, в ходе которого всё ваше внимание получают эмоции, присутствующие в данный момент, а не те вещи, которые эти чувства вызвали.

Взгляните такой пример: взамен пустым размышлениям по типу «Этот глупый администратор Иван Иванов тот ещё грубиян!» разберите не поступок непонравившегося вам сотрудника, а те впечатления, которые его поступок вызвал. Следовательно, эффективнее и правильнее думать следующим образом: «Мою агрессию, несдержанность и злость породило не совсем корректное поведение чужого человека по отношению ко мне».

Рассматривая определённую ситуацию трезво, вы учитесь на неё определять своеобразную реакцию – будь то уныние или разочарование, возмущение или оцепенение, после чего вы обобщаете мотив подобного ответа и превращаете его в характерное для всех явление (то есть не «администратор Иван Иванов грубиян», а «бестактное поведение посторонней личности»). Синтезируя обстоятельства многообразной сложности, становится легче ими управлять.

Сравните одну и ту же картину с разным отношением к ней:

1. Копаетесь в ненужных подробностях огорчающей вас (но, заметьте, не других!) ситуации – «Вот если бы он так по-идиотски не поступил, я бы не ответил такими словами, но он сам виноват, как так можно».
2. Применяете абстракцию и субъектно-ориентированный метод – «Это не впервые я расстраиваюсь из-за поступка чужого человека, которого больше не увижу. Так не годится».

Согласитесь, что второй вариант является правильным способом решения проблемы, так как не имеет в себе личностного характера. Например, ссора с любимым, недопонимание в коллективе или обида на невнимательного водителя, проехавшего мимо остановки, – это отдельные выражения аналогичных значительных затруднений, а не огромного количества мелких жизненных неурядиц. С меньшей долей проблем справляться проще, ими легче управлять. Для вас выгоднее не омрачать свой день семейным скандалом, а найти пути снижения чрезмерной вспыльчивости, которая приводит к подобным ссорам.

Дополнительные примеры для наглядности:

• Думайте не «Опять подскочили цены на бензин, когда это закончится», а «Я вновь опечалился из-за экономического кризиса в стране».
• Взамен «Я злюсь потому, что на меня накричала босс» рассудите иначе – «Меня возмутило необоснованное замечание директрисы». Кстати, в этот момент многие задумываются вот над чем – «С чего это вдруг я – самостоятельная и состоявшаяся личность – испытываю гнев по отношению к зрелому человеку, что пытается меня отчитать, даже несмотря на его высокий чин». В таком случае присутствует безучастная точка зрения на переживания. Схожее восприятие указывает на достойное усовершенствование своей осознанности.
• Лучше сказать не «Очень устал от всего, не могу убирать в комнате, отдохну сейчас», а «У меня появилась апатия к поддержанию чистоты и порядка в доме».

Представленный приём заставляет брать обязательства за слабости на себя, а не перекладывать на стечение обстоятельств или вашу невезучесть. Этот шаг к саморазвитию один из самых ценных, поэтому предложенные упражнения нашли своё место в начале руководства по совершенствованию себя и качества жизни.

Ваша задача состоит в фиксировании личных чувств при ровном эмоциональном состоянии, не пытаясь что-нибудь поменять, ведь самоконтроль достигается при частых и регулярных занятиях медитацией, соответственно, запаситесь терпением. Не стоит упрекать себя в том, что вы склонны быть в плену своих переживаний, лишь непринуждённо отмечайте эмоциональное состояние: «Я в который раз ощутила на себе зависть и негодование». Обвинения не помогут исправить ситуацию, а принятие себя такими, какие вы есть, и систематическая работа над саморазвитием станут отличной почвой для изменений в лучшую сторону.

Вы понемногу начинаете оказывать сопротивление доминирующим над вами чувствам, в то время как непросвещённые личности удостоверены, что их тайные мечты и явно выраженные переживания – это неотъемлемая составная сущности. Они безоговорочно верят в бесконтрольность собственного поведения и внутренних ощущений.

«Нужно ли мне отмечать исключительно отрицательные впечатления, касающиеся людей или вещей?». Вовсе нет, просто для начала лучше концентрировать внимание на негативе, о котором пойдёт дальнейшая речь (имеются в виду неприятные эмоции, отсутствие уюта в разговоре с кем- то, ситуации, управляющие вашими действиями). Но бороться необходимо не только с плохими, но и с хорошими чувствами, всё дело в первопричине. К примеру, вряд ли можно назвать любовь к никотину или алкоголю (даже несмотря на зарождающиеся из-за них положительные эмоции) хорошим и, что немаловажно, правильным чувством.
Задача: отмечайте свои переживания с субъективной стороны.

День второй
Сейчас вам придётся к предыдущему упражнению первого дня, которое вы немного успели освоить, добавить небольшое задание – надо преобразовать любую появившуюся эмоцию/чувство/ощущение в общую характеристику. К примеру, вы отметили про себя «расстроился из-за испорченной книги», следовательно, относите это к классу «огорчение». Желательно завести дневник и составить в нём список подобных групп.

Они могут выглядеть следующим образом:

• Беспокойство/тревога
• Апатия/вялость/пассивность
• Зависть
• Агрессия/ненависть/сердитость
• Самовосхваление/нарциссизм
• Застенчивость/стыдливость
• Испуг/паника/страх
• Невнимательность/торопливость/несобранность
• Импульсивность
• Сомнительность/нерешительность
• Разбитость/напряжение/изнурение
• Тоска/угнетённость/тоскливость
• Неумение быть собранным
• Бессилие перед физиологическими нуждами (обжорство, развратность)

Вам нужно, заметив наличие вышеизложенных состояний, поставить галочку возле подходящей на данный момент группы.

Задача: накопить 20 галочек. Это не особо тяжёлое задание, так как абсолютно всем свойственно переживать такие эмоции, отличием может быть только уровень их контролируемости. Поэтому вы мгновенно наберёте 20 пунктов и на «отлично» справитесь с очередной миссией в рамках плана по саморазвитию.

Представленный список можно видоизменять для удобства под свои потребности, он произвольный. Сам принцип определения категории появившейся эмоции довольно-таки прост, но не стоит придираться к каждой мелочи, ведь человеческие чувства часто смешиваются, заменяют и дополняют друг друга, их трудно понять и выделить что-то одно. Поэтому не переживайте, если не сможете правильно определить группу для ваших ощущений. Действуйте на уровне интуиции и ваших накопленных знаний, всё-таки каждый – индивидуален, и одинаковое по всем параметрам переживание может по-разному восприниматься другими людьми. Тем более, все наши чувства взаимосвязаны между собой. Например, эгоизм и самовлюблённость отражаются в испорченности и сексуальной аморальности, а чрезмерная нервотрепка вызывает чревоугодие.

Не вдавайтесь в подробности сознательной психологии. Ваша задача заключается не в правильности распределения набравшихся галочек в записанные категории чувств, а развитие привычки отслеживать свои эмоции, фиксируя при этом все внутренние переживания и работу духовного мира. Как раз в этот урок и предназначен для хорошей практической основы в этом деле.

День N

Всякое испытуемое вами чувство занимает важное место в жизни, поэтому нужно припомнить последние эмоции и оценить их неблагоприятные исходы. Что имеется в виду? Например: недовольство привело к тому, что вы обидели родных; из-за гордости вы не восприняли объективную критику и советы, тем самым получив ещё больше проблем; в суматохе вы отвлеклись и не выполнили срочное поручение; страх сделать что-то неправильно постоянно заставляет вас отдалять момент выполнения определённых намерений. Боязнь выступать не дала возможности качественно пройти собеседование; из-за жуткой обеспокоенности и смятения вы не сумели признаться в чувствах дорогому человеку, хотя это было очень ценно; зависть порождает вражду и отвращение к более успешным личностям. А вследствие закомплексованности, частых колебаний и лишних взвешиваний лишались желаемых вещей, которые стали бы вашими при большей уверенности.

Неплохо лаконично конспектировать в дневнике напротив всех классов возникшие препятствия, затруднения и провалы, что были вызваны конкретной эмоцией. Также важно не только анализировать уже прошедшие невезения, но и задумываться о возможности возникновения подобных ситуаций в будущем. К примеру, агрессия не даёт сдерживать себя, и в порыве гнева вы совершаете нелепости, которые могут превратиться в неминуемые и фатальные (без положительных последствий).

Задача: сделать небольшие заметки возле групп в виде подходящих для каждой из них проблем, учитывая потенциальные тягости.

После нескольких пройденных этапов вы стали лучше сознательно понимать отрицательные переживания и случившиеся фиаско, которые эти эмоции порождают. У вас уже должна возникнуть осознанная оценка внутренних ощущений, привычка смотреть на себя со стороны и делать объективные выводы, не поддаваясь чувствам. Надо уметь ответственно подходить к своему эмоциональной сфере, чему вы и могли научиться за первые 2 пройденные урока.

Приступая к следующему шагу и другим разделам, простую осознанность своих чувств вы превратите в контроль над ними и сможете убирать негативные факторы, отстраняясь от лени, фобий или ярости, управлять своим телом и разумом, а не подчиняться им.

Relax-медитация